Об акустических измерениях в салоне
Всё строго по правилам, а правила базируются на знании авторами законов акустики. Раз измеряются «басы», частота которых не должна превышать 100 Гц (это – из правил, а стало быть, закон), то длина звуковой волны намного больше линейных размеров салона (это – из теории, а значит, тем более закон). Измеряется среднее значение звукового давления в салоне, причем так, чтобы свести к минимуму влияние прямого излучения низкочастотных головок или тоннелей фазоинверторов. Напомним читателю, что SPL’ный микрофон в своё штатное место устанавливается на стойке или подставке на оговоренных расстояниях от угла лобового стекла по вертикали и горизонтали на расстоянии 2, 5 см у лобового стекла и направлен в стекло. Здесь никакая хитрость не позволит расположить низкочастотный излучатель так, чтобы он «дунул» микрофону прямо в физиономию и принес участнику незаслуженную победу. Измерительный прибор и монитор (если он есть) находятся вне салона автомобиля – для всеобщего обозрения. Закон строг (и человеческий, и физический), несмотря на то, что при этом виде измерений положение микрофона всё же не очень критично, а результаты вполне точны. В общем, всё замечательно.
Несколько иная картина получается при определении амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) на соревнованиях по качеству звучания (RTA SQ). Измерительный микрофон здесь устанавливается совсем иначе.
Предположим, что микрофон для измерения АЧХ остался на том же месте у стекла, которое он занимает на SPL. Согласно действующим правилам (IASCA, USAC и все их производные до высших порядков), измерения должны проводиться на шумовом сигнале, имеющем, как известно, сплошной спектр. В салоне автомобиля устанавливается равномерное звуковое поле, на языке акустиков называемое «диффузным». Воздействие его на микрофон в этом месте у стекла свободно от низкочастотных стоячих волн, обязательно возникающих в салоне. Плюс к этому достаточно удалено от прямого воздействия громкоговорителей. То есть, в целом, если пока не вдаваться в метрологические подробности, измерительный микрофон действительно воспринимает диффузный звук. Всё нормально, вроде бы можно мерить RTA.
Но это было бы верно для салонов древних «Жигулей», в современных же машинах лобовое стекло сильно удалено от водителя, перед ним простирается «пустыня» в виде торпедо необъятных размеров. На басах это ничего не меняет, а при измерении в широкой полосе – меняет. Установщики в поисках качественной звуковой сцены вовсю (и успешно) пользуются особенностями архитектуры таких машин и выдвигают ВЧ и даже СЧ-головки далеко вперед. Что правильно и приносит свои плоды. Но при измерениях близко расположенные полосные излучатели просто «задуют» находящийся рядом измерительный микрофон, к тому же – только одним (правым) каналом. Ни о какой «диффузности» (а значит, и точности измерений) речь уже, разумеется, идти не может. Другими словами, здесь бы мерили неизвестно что.
Ещё более «интересными» в этом плане являются сильно наклонённые лобовые стёкла, на жаргоне установщиков «лежачие». Около мест их примыкания к торпедо всегда возникают многочисленные резонансные зоны в области «верхней середины». В зависимости от громкости прослушивания их интенсивность, центральные резонансные частоты и даже местоположение варьируются настолько сильно, что не поддаются никакому расчёту. Это спонтанное явление, кстати, очень заметно на слух и воспринимается как периодическое изменение глубины звуковой картины. Мало того, при этом размывается локализация звуковых образов и возникает приводящее установщиков в бешенство состояние, когда «...фазировка... тра-та-та... то ли есть, то ли нет». Можно себе представить, что покажет в этом случае измерительный микрофон, находящийся на штатном, SPL’ном месте.
Кто придумал car audio?
Посмотревшие по команде экскурсовода направо видели огромный двор, где шла бойкая торговля, а над всем этим возвышалось карикатурное изображение полоумного хозяина лавочки в красных лосинах и наполеоновской треуголке