ПОИСК ПО САЙТУ:
АвторадиоСоветыАвтозвук ⇒ Динамики для вашего автомобиля

Динамики для вашего автомобиля

Динамики в машину

Велик и многообразен мир автомобильных акустических систем, есть в нем представители совершенно разные по форме, размерам, техническим параметрам, назначению, и конечно – по стоимости. Но прежде чем разбираться со всем этим, неплохо будет понять, какие динамики лучше всего подходят для вашего конкретного автомобиля.

Любой опытный инсталлятор увлеченно расскажет, какое это тонкое искусство – построение высококлассной автомобильной аудиосистемы. Это действительно искусство и требует авторского подхода, однако самые основные принципы в подборе компонентов и установке очень просты. Покупается самое лучшее по звучанию, насколько позволяет бюджет, и ставится точно по такому же принципу. К примеру, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. Если же спуститься с высот чуть пониже, к аудиосистемам начального уровня, то обнаружится, что они находятся на другом полюсе не только по стоимости компонентов, но и по концепции установки - сокращенная часть бюджета диктует максимально простой монтаж и сохранение заводского интерьера автомобиля.

Сейчас речь пойдет о типовых решениях для замены штатных динамиков на более качественные покупные либо для установки динамиков в автомобиль, изначально лишенный аудисистемы и имеющий лишь пустые штатные места под динамики.

Идеал теоретический и практический

В идеале фронтальные автомобильные динамики должны быть размещены так же, как и домашние, т.е. левый и правый на равном удалении вперед от слушателя, причем на той же высоте, что и его голова. Однако в автомобиле такое размещение невозможно, и остается довольствоваться тем, что есть – т.е. выбор мест установки динамиков обязан максимально скомпенсировать вынужденное нарушение канонов акустики. Иными словами, динамики желательно как можно больше вынести вперед: так будет меньше относительная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом конструктивных особенностей автомобильных динамиков, из которых важную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, такое расположение способно обеспечить более качественное звучание.

Далее, поскольку состоящие из разных звуковоспроизводящих головок компонентные автомобильные акустические системы дают большую свободу в выборе места расположения каждой из головок, то всем им в рамках одного канала крайне желательно быть в непосредственной близости друг от друга. Близкое расположение имеет множество плюсов согласно теории акустики, а при прослушивании радует более цельным и согласованным звучанием, без дробления на отдельные регистры и "конфликтов" между ними.

На практике соблюдение теоретических предписаний означает, что наилучшее из реализуемых мест в машине для фронтальных АС – это левый и правый края торпедо и прилегающая к ним область передних стоек. При этом ориентация каждой из головок АС может быть различной – к примеру, одни могут работать на отражение от лобового стекла, другие – "нацелены" на водителя. Вариантов ориентации динамиков в автомобиле много, наилучший из них определяется только экспериментально и зависит от множества факторов.

К чему такие сложности? Дело в том, что в хорошей аудиосистеме динамикам предстоит демонстрировать не только чистое и сочное по тембрам звучание в полном диапазоне частот, но и "строить" звуковую сцену. Иными словами: создать ощущение, что звук идет не из дверей, не из багажника, не откуда-то из-под ног, и вообще не "привязан" к динамикам. Если все сделано правильно, то перед водителем, или пассажиром, или перед ними обоими – смотря какова цель инсталляции, - развернется широкая и глубокая "виртуальная" звуковая сцена с исполнителями, расположенная на уровне головы слушателей. Ощущения от такой сцены поистине захватывающие и в немалой степени влияют на общее удовольствие от прослушивания.

Одна проблема – "вписать" по краям торпедо полноценные динамики, включая достаточно крупногабаритные НЧ/СЧ-головки, будет весьма хлопотной задачей. Для этого придется полностью переделать торпедо, на что отважится далеко не каждый автовладелец, да и бюджету будет нанесен чувствительный урон. Зато среди автозвуковых спортсменов, готовых на любые радикальные меры в погоне за качеством звучания, подобная схема размещения популярна.

Получается, что теоретический идеал в размещении динамиков недостижим, а практический слишком дорог и хлопотен. Что же, тогда остается пойти путем компромиссов. Таким компромиссом для недорогих по инсталляционным затратам аудиосистем давно стала классическая схема с размещением НЧ/СЧ-головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки – либо в "треугольниках" с тыльной стороны двери напротив зеркал, либо на передних стойках, либо в том самом уголке торпедо. Такое размещение обещает пусть не отличные, но вполне неплохие результаты, а реализовать его достаточно несложно для большинства автомобилей. Более того, такая схема встречается даже в инсталляциях топ-уровня, но там для лучшего качества звучания используется масса хитростей – к примеру, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с разными частотами среза в кроссовере, помощь DSP-процессора и т.д.

Удобный вариант - не всегда самый лучший

Итак, прежде чем начать подыскивать подходящие по размеру динамики для имеющихся штатных мест, неплохо бы окинуть эти места критическим взглядом. К сожалению, достаточно часто они расположены там, где никакими мерами добиться хорошего звука не получится. Такое размещение - уже не компромисс, а совершенно неспособный улучшить качество звучания вариант, ради которого не стоило и игру затевать. В таких случаях, несмотря на все соблазны удобства, придется все-таки поискать альтернативные места установки, по возможности максимально приближенные к практическому идеалу. Очевидное увеличение расходов из-за создания новых штатных мест более чем оправдано радикальным улучшением звучания. Кроме того, расходы вырастут нечувствительно – благо, автомобильные двери и передние стойки (при условии, что они не заняты целиком на всю длину подушками безопасности), в которых скорее всего новые штатные места и окажутся, представляют собой весьма простой и удобный исходный материал для возможных переделок.

За примерами никудышных штатных мест под динамики далеко ходить не надо: взять хотя бы излюбленные в недавнем прошлом на разных моделях АВТОВАЗ-а крошечные места установки, расположенные вертикально в торпедо и предполагающие установку обращенных лицевой стороной к задней части автомобиля динамиков. Однако не только отечественный автопром способен на подобные "шедевры". Есть немало машин весьма дорогих и совершенно замечательных во всех своих проявлениях – кроме аудиосистемы вообще и реализации штатных мест под динамики в частности.

Наиболее распространенные варианты штатных мест размещения фронтальных акустических систем, которые весьма неудачны и заставляют искать альтернативу:

Вертикальные на торпедо. Как правило, в таком случае размер штатного монтажного отверстия слишком мал для установки достаточно басовитых динамиков, а про формирование звуковой сцены или вообще хоть какое-нибудь удовольствие от стереоэффекта можно просто забыть. В задней части передних дверей снизу или на средней линии, когда динамик оказывается сзади слушателя и играет фактически в подушку сиденья или в локоть водителя или пассажира. Размещение высокочастотного динамика с сильным смещением от передней части двери. Кстати, в последнее время серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотники в углубления под ручку открывания двери – как дизайнерский прием это эффектно, но с точки зрения звука никуда не годится.

Размещение среднечастотных динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в районе подлокотника. Дело в том, что СЧ-головка вносит решающий вклад в формирование звуковой сцены, и лучшего места, чем края торпедо, для нее не придумано. Одним словом, в дверях ей делать совершенно нечего, а если так все-таки вынужденно поступают в серьезных инсталляциях, то используют специальные подиумы с сильным "доворотом" на слушателя, что к штатным решениям уже не относится.

К счастью, удачные варианты фронтальных штатных мест, соответствующих классической схеме с СЧ/ВЧ-динамиком в передней части двери и возможной ВЧ-головкой в "треугольнике" двери, на торпедо или внизу передних стоек, в последнее время встречаются довольно часто. Наиболее же повезло обладателям минивэнов и других автомобилей с близким к т.наз. однообъемному кузовом – как правило, у них сильно вытянутое вперед торпедо, по краям которого часто можно обнаружить штатные места под динамики, причем не только высокочастотники, но и более крупноразмерные, вплоть до 10-см или даже 13-см головок. Туда так и просятся СЧ- и ВЧ-головки покупных динамиков или высококлассные коаксиальные динамики. Однако очень желательно дополнить эти излучатели отдельным НЧ-звеном в дверях, даже если это не предусмотрено автопроизводителем.

Все приведенные здесь рекомендации подразумевают, что фронтальные динамики будут достаточно басовитыми. Распространенный в штатных системах и неграмотных инсталляциях вариант, когда малоразмерные фронтальные АС работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, действительно очень соблазнителен с точки зрения простоты установки, однако имеет неустранимые огрехи в звучании. На самом деле, с тыловыми динамиками в "правильных" стереосистемах дела обстоят еще проще, чем в "народных" – чаще всего их там вообще нет, а что касается басовой поддержки, то ее обеспечивает специализированный сабвуфер. Сабвуфер действительно располагают сзади, однако это совершенно особенный компонент аудиосистемы, к тыловым АС не имеющий никакого отношения.

Если сформировавшиеся слушательские вкусы все-таки подразумевают наличие тыловой акустики, то для этой роли вполне сгодятся коаксиальные модели попроще классом, чем фронтальные. Причем басовитости от "тыла" не требуется, так что размеры АС не играют существенного значения. Для систем "мобильного кинотеатра" тыловые динамики обязательны, но и здесь правило соответствия между ними и фронтальными сохраняется по классу и размерам – "фронт" должен быть лучше и басовитее. На практике же частенько бывает наоборот, и по очень простой причине: сзади больше места для установки крупных динамиков…

Практические аспекты

Удивительное дело – девять из десяти кое-как осведомленных в аудиосистемах "знатоков" в мгновение ока способны объяснить любые погрешности в звучании именно динамиками и гарантировать, что после замены штатных на "нормальные" того же размера и установленных в те же места, все станет замечательно. В той же самой ситуации опытный инсталлятор никогда не будет спешить с советами. Подумать ему действительно будет над чем. Причины откровенно плохого звучания многих штатных систем могут быть комплексными и вызываться не только динамиками, но и местом их расположения, способом установки, а также штатной магнитолой. Полный перечень таких причин специфичен для каждой модели автомобиля, и даже отличается от партии к партии поставки одной и тоже же модели автомобиля. Скажем, в процессе "жизни" одного поколения модели автомобиля на конвейере может смениться поставщик динамиков, причем автопроизводитель даже не подумает уведомлять об этом потребителей.


Читатели этой статьи читают также:

    Audi TT

    Общий тональный баланс безукоризненный, вся середина и верх звучат исключительно ровно, ни пиков, ни провалов на слух не замечено, передача тембров всех музыкальных инструментов абсолютно натуральная

    Подробнее


Источник: http://www.tchernovaudio.com
Ваш комментарий к статье:
Ваше имя:
Ваш e-mail: