Миф: бас сзади
Поводом для этой публикации стали сетования столичных установщиков, которым приходится отвечать на вопросы такого плана: "Ну ладно, будет у меня бас от сабвуфера, только какая от этого польза, если бас пойдет сзади?". Попробуем разобраться в этой теме, потому что в ней скрыто немало интересного и на первый взгляд неочевидного.
Итак, в правильной инсталляции при расположенном сзади сабвуфере бас будет все-таки фронтальным. Хитрость в том, что человеческий слух воспринимает направление на звуки только в определенной полосе частот, и полоса эта лежит за пределами диапазона звучания сабвуфера. Цифры таковы: теоретически, на локализацию влияют составляющие звука с частотами от 300 Гц до 3000 Гц, в то время как сабвуферы редко имеют частоту среза фильтра нижних частот (ФНЧ) выше 100 Гц. Иными словами, источниками баса нам будут казаться фронтальные АС.
Казалось бы, такой расклад полностью снимает проблему, и все должно быть замечательно, но практика вносит свои коррективы. В действительности, заманчивая картина "сабвуфер сзади - бас спереди" возникнет только в том случае, если инсталляцией занимался опытный мастер, а системы, в которых бас идет все-таки сзади, - не такая уж редкость. Даже на соревнованиях по автозвуковому спорту, где подготовкой машин занимаются отнюдь не дилетанты, тыловой бас является извечной головной болью участников.
Причин тут несколько:
- во-первых, если ФНЧ работает недостаточно эффективно, то сабвуфер может воспроизводить такие составляющие звука, которые способны влиять на локализацию;
- во-вторых, если басовые способности фронтальных АС небольшие, то между сабвуфером и фронтом появится "провал";
- в-третьих, при недостаточной шумоизоляции, вместе со звучанием самого сабвуфера мы услышим сзади массу посторонних призвуков, создаваемых дребезжанием панелей и обшивки.
Есть и еще несколько нюансов, на которых мы не будем заострять внимание.
Что же делать? Вот несколько советов, следуя которым можно избежать локализации баса сзади и "подружить" теорию с практикой:
При выборе усилителя для сабвуфера преимущество имеют модели, у которых встроенный кроссовер (а именно - ФНЧ) имеет повышенную крутизну затухания - 24 или хотя бы 18 дБ/окт. Кроме того, весьма приветствуется возможность плавной регулировки фазы в сабвуферном канале. Если усилитель оснащен схемой подъема баса, то желательно, чтобы у нее можно было регулировать центральную частоту, а еще лучше, когда регулируется и добротность.
Желательно, чтобы фронтальные АС были побасовитее. С этой точки зрения преимущество имеют 16-сантиметровые динамики, хотя самые басовитые 13-сантиметровые модели в салонах небольших машин также способны дать положительный результат. Кстати, не вредно поэкспериментировать с включением фронта как с ФВЧ, так и в полном диапазоне частот, особенно для тех АС, которые имеют хорошую перегрузочную способность по басу.
Совсем необязательно, чтобы частоты среза ФНЧ для сабвуфера и ФВЧ для фронтальных АС совпадали. Хитрость в том, что как раз в области 70-150 Гц акустические свойства салона обеспечивают естественный подъем АЧХ (чем меньше машина, тем выше частота, на которой происходит этот подъем). Это дает возможность настроить ФНЧ пониже, что снижает риск локализации сабвуфера.
Корпус для сабвуфера также вносит свой вклад в увеличение крутизны затухания, будучи своеобразным ФНЧ. Среди традиционных корпусов наиболее эффективно проявляет себя в этой роли "band-pass", т.е. корпус полосового типа.
Хорошая шумоизоляция уберет источники посторонних звуков, в том числе и сзади. Они возникают потому, что беззвучные ранее элементы панелей и обшивки после установки сабвуфера получают эффективный "раздражитель" в виде мощных звуковых волн и способны изрядно "заголосить".
Помимо непосредственно уровня нижнего баса сабвуфера и среднего баса фронтальных АС, на "бесшовность" их сочетания влияет также характер нижнего и среднего баса. Его чаще всего описывают словами "жирный", "плотный", "мягкий" и т.д. Этот пункт весьма трудно реализовать рядовому любителю музыки, поскольку здесь нужно экспериментировать с разными НЧ-головками, так что лучше проконсультироваться у инсталляторов насчет наработанных "связок".
Итак, сами того не ведая, мы пришли к одному из пунктов "Кодекса самурая" - к безупречности. На любой стадии, будь то подбор аудиокомпонентов по их музыкальным и функциональным способностям, установка в машину или настройка системы, нельзя допускать ошибок. Но зато как же здорово будет, когда в итоге все получится именно так, как хотелось!Атмосферное давление
Поэтому, учитывая упомянутый факт, на соревнованиях высокого ранга таких микрофонов в запасниках судей обычно несколько, а свой выбор на том или ином микрофоне они останавливают по результатам поверки