ПОИСК ПО САЙТУ:
АвторадиоАвтоновостиАвтозвук ⇒ Alpine SWR-T12 обзор

Alpine SWR-T12 обзор

Alpine SWR-T12 обзор

Сабвуферы нынешнего модельного ряда Alpine разделяются на четыре серии. E и G — самые «народные», топовая носит обозначение X. (Наверное, тот факт, что у нас «на ковре» до сих пор не было ни одной головки SWX, можно считать упущением. Ну ничего, исправимся.) Серия R, по представлениям стратегов Alpine — золотая середина: для тех, кто, с одной стороны, не располагает лишними деньгами, с другой — хотел бы получить повышенное качество. «Тонкие» (Thin) сабвуферные головки T10 и T12 появились в серии R совсем недавно и по цене довольно близко подошли к серии X. За что платим? За то, что тарелка.

Плоские головки позволяют делать для них столь же плоские (точнее, тонкие) ящики, которые легче вписать в интерьер современного авто. И спрос на них есть. Однако ответить на этот спрос действительно качественным (а не только плоским) предложением удаётся не всем.

Причина в том, что в головках с малой посадочной глубиной обостряются проблемы с нелинейными искажениями, чувствительностью и максимально допустимой мощностью. Проблемы с нелинейностями происходят из двух (как минимум) источников. Из-за малой высоты корпуса расстояние между центрирующей шайбой и подвесом тоже оказывается малым, и диффузор приобретает склонность к поперечному качанию. А вследствие малой кривизны диффузора жёсткость у него ниже, и модальный режим работы начинается раньше, что тоже ведёт к росту нелинейностей. Крупный магнит уместить просто негде, а потому и чувствительность таких головок бывает невысокой.

Можно, разумеется, сделать катушку поменьше диаметром, но тогда на головку нельзя будет подать хорошую мощность. Такой же результат даёт и укорочение звуковой катушки. А величина рассеиваемой мощности ещё больше ограничивается тем, что в компактной конструкции плоского динамика циркуляция воздуха около катушки затруднена. Плюс ограниченный ход диффузора, если при обычной конструкции головки вполне реально обеспечить смещение диффузора 24 — 25 мм (при размере 300 мм), то для плоских сабвуферов 14 — 15 мм — уже достижение. Такой вот клубок проблем. Теперь посмотрим, как с ним справляются инженеры Alpine.
У сабвуфера SWR-T12 почти плоский (что неизбежно) диффузор непростой конструкции. Верхний параболический сегмент — это и есть весь диффузор, опирается на пластиковую пятилучевую крестовину, которая соединяется с каркасом звуковой катушки. Тяжёлой подвижная система при таком устройстве вряд ли окажется. Принцип пятилучевой симметрии — ключевой в конструкции головки T12 (и T10). В корпусе пять «спиц», хотя какие это спицы, если их ширина достигает 6, 5 см? Думаю, вы и сами догадаетесь, но мне положено сказать: понятие звонкости к литому корпусу с такими пропорциями попросту неприменимо. Магнитная система обращённая, такая конструкция обеспечивает минимальное рассеивание, а значит — максимальный эффективный поток. Диаметр звуковой катушки 4 дюйма, что существенно расширяет пределы допустимой мощности. А внутри такой катушки можно поместить серьёзный неодимовый магнит, который даже при коротком полюсном наконечнике позволит полностью решить проблему с магнитным потоком. Магнитопровод составлен из пяти секторных стоек, в промежутках между ними циркулирует воздух, улучшая условия отвода тепла от катушки. А ещё при взгляде на головку с тыла можно увидеть пять групп рёбер радиаторов, они-то и направляют поток, циркулирующий между «стойками» магнитопровода.

Деталь, которую мы называем центрирующей шайбой (что правильно: шайба и есть, только гофрированная) в английском, если заметили, называется spider (паук). Почему? Да потому, что у ранних динамиков это действительно была паукообразная деталь из текстолита, гетинакса и прочих архивных конструкционных материалов. В этом сабвуфере центрирующая шайба вновь стала «пауком», она образована пятью гофрированными лепестками из довольно жёсткого пластика.

Диаметр осевого отверстия 36 мм, при такой звуковой катушке это можно себе позволить. Форма профиля подвеса — «лист клевера», точнее даже пятилистник, только крайние «листочки» совсем маленькие (где-то я такую листву видел, но там, кажется, было семь...). Подвес при скромной ширине 16 мм призван обеспечить такое же по величине смещение диффузора (17, по другим данным, 15 мм, что тоже неплохо). Подвес, как мы говорим, интегральный, внешний резиновый обод служит его продолжением. Есть ещё резиновая накладка — она вставляется в «замок» на ободе и полностью закрывает головки крепежа. Фотограф накладку оставил на месте, так что на снимке вы видите SWR-T12 как бы в окончательно установленном состоянии. Винтовые зажимы рассчитаны на использование шестигранного ключа, они смонтированы в изоляторе и способны принять довольно солидный акустический кабель (заостряю на этом внимание, поскольку изолятор частенько ставит преграды на пути толстого кабеля). Провода прошиты в два из пяти центрирующих «лепестков» и дополнительно зафиксированы компаундом.

Номинальный импеданс, Ом 4
Допустимая мощность пиковая/RMS
(по данным изготовителя), Вт 1800/600
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 84, 1
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 3, 9
Средний КНИ (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 2, 10
Нормированное акустическое усиление
(ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 8, 7
Нормированная чувствительность
в салоне (ФИ), дБ/Вт 92, 8
Условный объём оформления, л 28, 5

Мы обычно говорим, что бас-машины с 4-дюймовой звуковой катушкой обязаны выдерживать 750 Вт RMS. Изготовитель задал значение на 20% ниже. Тут надо понимать: сабвуферы разрабатываются американским отделением, а в Штатах за дезинформацию покупателя можно и залететь по судебной части, поэтому лучше уж перестраховаться. Смотрим результаты измерений и расчётов. Силовой фактор 15, 3 Тл м, по меркам «толстых» 12-дюймовых сабвуферов, показатель средний. Масса подвижной системы 231 г, это тоже близко к среднестатистическому значению. Кстати, совсем лёгкую «подвижку» в плоских сабвуферах делать не имеет смысла, поскольку подвес неизбежно приходится изготавливать жёстким. Опорная чувствительность невысокая, однако, исходя из значения EBP, можно заключить, что без акустического усиления эта головка не останется. Уровень нелинейных искажений средний, если подходить с позиций 12-дюймовых сабвуферов, но одновременно — самый низкий среди всех побывавших у нас в лаборатории плоских «двенашек». По форме осциллограммы можно заключить, что основным источником нелинейности является качание диффузора — оно проявляется лишь на одной полуволне.

Поскольку вопрос о нелинейных искажениях применительно к плоским сабвуферам остёр и интересен, мы приводим график зависимости КНИ от частоты. Обратите внимание, по вертикальной оси децибелы, а не проценты. Верхняя кривая — это АЧХ сабвуфера, полученная в лабораторных условиях при эмуляции безэховой камеры. Эта же кривая приведена ещё раз, со сдвигом вниз на 20 дБ, что соответствует уровню гармоник 10%.

Нетрудно заметить: основной вклад в нелинейность создаёт 2-я («несимметричная») гармоника, 3-я («симметричная») начинает доминировать лишь на предельно низких, инфразвуковых, частотах. При звуковом давлении, соответствующем среднему уровню 96 дБ в условиях свободного поля, уровень нелинейностей становится выше 10% на частотах ниже 35 и выше 170 Гц. Что там выше 170 Гц, нас с вами интересовать не должно, а то, что на крайне низком басе нелинейности растут, известно давно, но в целом картина оказалась не только поучительной, но и вдохновляющей.

Авторы сабвуфера рекомендации приводят долго и подробно, с учётом собственного объёма головки, объёма порта в ФИ и прочего. В итоге это сводится к следующему: оптимальный чистый объём ЗЯ составляет 17 л, при изготовлении надо прибавить 2, 25 л на объём самого динамика. Оптимальный, с точки зрения Alpine, объём ФИ — это 28 л, при изготовлении это окажется 35 (когда прибавится объём порта и головки), на воздухе — 28.

Расхождения в значениях параметров оказались непринципиальные, поэтому рекомендации производителей по измеренным параметрам подтвердились, плюс-минус мелочи. В дополнение к этому сообщаем: минимальной неравномерности АЧХ можно добиться в ЗЯ объёмом 20 л, в 17 л она возрастёт на 0, 9 дБ. В общем, объёмы ЗЯ для этой головки оказались вполне сообразными её собственной компактности.


Читатели этой статьи читают также:

    Музыка

    В инструментальных партиях прослеживается слабое наполнение голосов, невысокое разрешение, недостаток открытости и динамики

    Подробнее


Источник: http://avto-news.org
Ваш комментарий к статье:
Ваше имя:
Ваш e-mail: